Меню
  • Поиск
  • ×Закрыть

    А Китай сегодня в моде!

    Автор: Epoch Times | 08 мая 2017, 19:23

    А Китай сегодня в моде!
    Российский историк моды Александр Васильев на выставке «Тайны Востока. Западная мода и Китай». Фото предоставлено Музеем моды.

    В рижском Музее моды открылась уникальная выставка «Тайны Востока. Западная мода и Китай». Экспонаты включают наряды и аксессуары из коллекции российского историка мод Александра Васильева и демонстрируют влияние Китая на западную моду на протяжении четырёх столетий. Модная коллекция Александра Васильева входит в тройку крупнейших коллекций мира, насчитывая 55 тысяч предметов.

    Экспонаты выставки «Тайны Востока. Западная мода и Китай». Фото предоставлено Музеем моды.

    Как признала руководитель Музея моды Наталья Музычкина, влияние Китая на Запад длилось веками, и таинственный Китай до сих пор является источником вдохновения для художников и модельеров всего мира. Интерес к Китаю в наши дни не угасает и потому, что Китай является одной из самых больших экономик в мире — как многие века тому назад Великий Шёлковый путь соединял Китай с Ближним Востоком, Средней Азией и Европой, так и в наши дни глобальная торговля влияет на обмен идеями и эстетическими веяниями, в том числе и модой. А Китай сегодня в моде! — признаёт руководитель Музея моды.На выставке представлены и наряды, созданные русскими эмигрантами, бежавшими на Дальний Восток и ставшими частью мира моды и искусства. Города Шанхай и Харбин давно стали объектом исследований Александра Васильева: «Именно там осело большое количество эмигрантов, бежавших от Советской власти. Были среди них знаменитости, были члены аристократических фамилий, были и интеллигентные люди, не ждавшие ничего хорошего от новой власти».

    Российский историк моды Александр Васильев (в центре) на выставке «Тайны Востока. Западная мода и Китай». Фото предоставлено Музеем моды.

    Выставка будет проходить в Музее моды 6 месяцев. Помимо уникальных исторических нарядов, в музее можно будет познакомиться с краткой историей Китая, музыкой европейских композиторов, написанной под влиянием китайской истории и мифологии, узнать больше об искусстве каллиграфии, попробовать самим написать послание с помощью иероглифов, примерить китайский народный костюм, послушать гидов, которые расскажут о секретах производства шелка, фарфора, о знаменитых изобретениях и их влиянии на европейскую культуру.

    На открытии выставки «Тайны Востока. Западная мода и Китай» 27 апреля 2017 года в Музее моды Риги. Фото: Людмила Орупе

    Чайная церемония на открытии выставки «Тайны Востока. Западная мода и Китай» 27 апреля 2017 года в Музее моды Риги. Фото: Людмила Орупе

    Чайная церемония на открытии выставки «Тайны Востока. Западная мода и Китай» 27 апреля 2017 года в Музее моды Риги. Фото: Людмила Орупе

    Как Китай влиял на моду Запада в XVIII–XXI веках?

    Великий шёлковый путь, пролёгший от стен Китайской империи до врат Константинополя, цепочкой бесконечных караванов привозил ещё тысячелетия назад в Европу ценнейшие тончайшие шелка, украшения из нефрита, фарфор, лаки, эмали. Путешествие венецианца Марко Поло тем же путём, но в обратном направлении, смогло порадовать его родину тканями и специями. Но только португальцы, первыми достигшие берегов Китая морским путём и основавшие там свою крепость — колонию Макао, в середине XVI века стали настоящими импортёрами китайского товара для всей Европы. В XVII столетии голландцы основали Ост-Индскую торговую компанию, положившую начало массовому импорту китайского фарфора, мебели, вееров и вышивок, тем самым дав почву для создания нового модного направления — Шинуазери — которое можно перевести с французского как «китайщина».

    На открытии выставки «Тайны Востока. Западная мода и Китай» 27 апреля 2017 года в Музее моды Риги. Фото: Людмила Орупе

    Поначалу этот стиль более всего был востребован в интерьерах: дворцы барокко Шарлоттенбург в Берлине, Ораниенбаум под Петербургом и Рундале в Латвии — все имеют китайские залы и комнаты, украшенные бесчисленными китайским фарфоровыми вазочками, лаковой мебелью и даже китайскими шёлковыми обоями. Большой успех имел стиль в европейской моде конца XVII и первой половины XVIII веков. На выставке представлена обширная коллекция вееров эпохи барокко и рококо в стиле шинуазери, лаковые коробки для мужских париков, пудреницы для китайской рисовой пудры, мушечницы и табакерки с китайским стилизованными рисунками. Особенно часто в ход шёл китайский шёлк — его использовали в мужских жилетах, обуви, камзолах и женских платьях.

    На открытии выставки «Тайны Востока. Западная мода и Китай» 27 апреля 2017 года в Музее моды Риги. Фото: Людмила Орупе

    Интерес к классическому римскому наследию несколько охладил интерес к Дальнему Востоку. Но с новой силой китайский стиль стал востребован в эпоху романтизма, в 1820-е–1840-е годы. Это не только предметы косметики, традиционные веера, но и флаконы духов, мода на «мандариновый» цвет и ткани типа нанкин. В XIX столетии многие европейские державы захватили себе прибрежные колонии в Китае. Это британский Гонконг, французский Кантон, немецкое Циндао, российский Порт-Артур и Дальний. Все эти коммерческие центры способствовали массовому экспорту китайского костюма, головных уборов, зонтиков, кантонских вееров, манильских шалей, обуви, мебели, фарфора и даже собачек по всему миру. Начинается эра поиска аутентичного китайского придворного и театрального костюма. Становится модно курить опиум, обставлять курительные комнаты в буржуазных особняках красной китайской лаковой мебелью, носить китайские вышитые драконами халаты и коллекционировать китайских кукол.

    Чайная церемония на открытии выставки «Тайны Востока. Западная мода и Китай». Фото предоставлено Музеем моды.

    Успешные постановки в Дягилевской антрепризе оперы Стравинского «Соловей» с великолепными костюмами Александра Бенуа в 1914 году в Париже реабилитировала многие китайские мотивы в моде. Стиль ар-деко с китайским уклоном, был особенно популярен после окончания Первой мировой войны. Центром порока и развлечений постепенно становится Шанхай с его необычайной архитектурой, казино, ночными клубами и русскими танцовщицами, опиумными зенами и домами мод. В 1920-е годы интерес к Китаю ярко выразился в моде на вышитые бисером вечерние платья с китайскими мотивами, сумочки в китайском стиле, бижутерию с использованием нефрита, широко представленные на выставке. Пиком этого интереса является опера Джакомо Пуччини «Принцесса Турандот», написанная в Италии и впервые поставленная в 1926 году.

    На открытии выставки «Тайны Востока. Западная мода и Китай» 27 апреля 2017 года в Музее моды Риги. Фото: Людмила Орупе

    Начиная с 1930-х годов кино как в Голливуде, так и в Европе использовало китайскую тему для триллеров и детективных историй. Особенно популярной в этом жанре становится актриса Анна Мэй Вонг (англ. Anna May Wong, 3 января 1905 — 2 февраля 1961), первая актриса китайского происхождения добившаяся мировой славы. Это эпоха рассвета знаменитых шанхайских шёлковых платьев чёнсам или ципао — символа того времени.

    В 1930–1940-е годы в Харбине и Шанхае жило большое количество эмигрантов из царской России, и многие из них связали свою деятельность с миром моды и красоты. Так признанной красавицей Шанхая считалась танцовщица и поэтесса шведско-русского происхождения Ларисса Андерсен, чей сценический гардероб из Шанхая тех лет сохранился и представлен в Фонде Александра Васильева. Другой известной красавицей Шанхая была модельер Лидия Винокурова, владевшая двумя домами моды в том городе — «Алтай» и «Фемина», платья из которых также экспонируются на выставке. Ещё одной звездой моды в Шанхае была Александра Грамолина, хозяйка модного ателье Modern woman, переехавшая в 1950-е годы в Ригу. Она стала художественным директором Рижского Дома моделей. Её модели также представлены на выставке.

    На открытии выставки «Тайны Востока. Западная мода и Китай» 27 апреля 2017 года в Музее моды Риги. Фото: Людмила Орупе

    На открытии выставки «Тайны Востока. Западная мода и Китай» 27 апреля 2017 года в Музее моды Риги. Фото: Людмила Орупе

    Приход к власти Мао Цзэдуна и перемены в государственном устройстве Китая нашли отражение в моде 1950-х и 1960-х годов. Это платья из китайского шелка, соломенные головные уборы в китайском стиле. Множество товаров китайского производства было импортировано в СССР в 1950-е годы — это вышитые сумочки, сандаловые веера, замшевая обувь на платформе, габардиновые пальто и пижамы фабрики «Дружба». Во Франции особенно часто китайские мотивы использовал модельер Ив Сен-Лоран, создавший даже духи «Опиум» на китайскую тему, и японский модельер Кензо Такада.

    Сегодня китайская тема не теряет своей актуальности. Множество модельеров ищут вдохновение на Востоке, а то, как они его находят, тоже нашло отражение в новой выставке.

    0
    0
    0
    0
    0
    0
    Heart eye
    Clapping
    Haha
    Sad
    Angry
    Nogood

    по теме:

    #Культура Китая