Меню
  • Поиск
  • ×Закрыть

    Марк Розовский: «Моя безотцовщина тоже результат той же сталинщины»

    Автор: Ульяна Ким | 05 апреля 2017, 10:49

    Марк Розовский: «Моя безотцовщина тоже результат той же сталинщины»
    На премьерном показе спектакля «Папа, мама, я и Сталин» в Московском государственном театре «У Никитских ворот» в честь 80-летия художественного руководителя, драматурга и сценариста Марка Розовского. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха

    Художественному руководителю Московского государственного театра «У Никитских ворот», драматургу и сценаристу Марку Розовскому 3 апреля исполнилось 80 лет. Премьер-министр России Дмитрий Медведев в своей поздравительной телеграмме отметил, что «Розовскому, деятелю яркому и многогранному, тесно находиться в рамках одной профессии».


    Творческий путь Марк Розовский начал в 1958 году в Студенческом театре МГУ, позже пробовал себя на радио, был публицистом, поэтом, драматургом и композитором. Однако главным делом жизни для Розовского стал театр «У Никитских ворот», который был организован им в 1983 году. Лучшими театральными постановками считаются спектакли: «Доктор Чехов», «Говорит Москва или День открытых убийств», «Майн кампф», «Романсы с Обломовым» и др.


    Свой юбилей Марк Розовский отметил премьерным показом спектакля «Папа, мама, я и Сталин», поставленный на сугубо документальном повествовании одноимённой книги, которая вышла в 2013 году. «Это кошмарная и пронзительная человеческая история на примере моей семьи, рассказанная подробно и предельно откровенно, это правда, которую следует знать и помнить», — говорит автор книги Марк Розовский.

    На премьерном показе спектакля «Папа, мама, я и Сталин» в Московском государственном театре «У Никитских ворот» в честь 80-летия художественного руководителя, драматурга и сценариста Марка Розовского. Ульяна Ким/Великая Эпоха

    Спектакль начинается с монолога героя (актёр театра Валерий Толков): «Когда в 1975 году умерла моя мама, я оказался в её однокомнатной квартире и стал разбирать её вещи. Там я наткнулся на шкатулку, в которой хранилась огромная связка писем. В этой связке я нашёл письма мамы к отцу, сидящему в тюрьме, и ответные письма оттуда. Она их мне не показывала при своей жизни. Но больше всего меня потрясли… мои собственные письма, адресованные отцу. Мама не говорила, что отец сидит в лагере, говорила, что сражается на фронте. Я и писал отцу на фронт, в пятилетнем возрасте рисовал картинки, выводил каракули в своём послании. Мама, конечно, их никогда не посылала. И вот через много лет я увидел эти „раритеты“, свидетельства моей безотцовщины».


    Далее он рассказывает: «Несколько дней я проплакал над ними. Потом мучился вопросом, что же делать со всем этим? Очень хотел найти ответ на вопрос: за что пострадал отец? Задавал себе снова и снова, но не находил ответа. Уже некому было ответить. Я понимал, что надо обращаться за справками в архив, но меня сдерживало то, что придётся обращаться в КГБ, унижаться, просить, понимал, как трудно будет достать из архива дело отца».


    На протяжении всего спектакля талантливая игра актёров театра «У Никитских ворот» заставляет зрителей затаив дыхание следить за судьбой героев, ставших жертвой большого террора. История любви, которая не выдержала испытаний на прочность, разрыв из-за чудовищного катаклизма, в который оказались ввергнуты миллионы.


    Марк Розовский: «Ведь когда отец был реабилитирован и освобождён через восемнадцать лет лагерного заключения (!), родители не могли уже жить вместе, уже невозможно было сохранить то, что было раньше, у каждого уже была своя семья. Но я знал, что до конца своей жизни мама и папа безумно любили друг друга. Но из-за этих тягот и перипетий возник разлад, а я тоже жертва той эпохи, этого распада, разгрома, связанного с культом личности Сталина. Моя безотцовщина тоже результат той же сталинщины».


    Заслуженный артист театра Валерий Шейман, который сыграл в спектакле роль отца, после окончания спектакля поделился своим впечатлением в интервью журналисту издания «Великая Эпоха»:


    Валерий Шейман.: Роль отца Марка Григорьевича, которого я играл в спектакле «Папа, мама, я и Сталин», была для меня представлена вполне конкретным живым человеком, потому что он показывал мне много фотографий из семейного альбома. Я просмотрел огромное количество видеоматериалов про ту эпоху. Меня удивляла одна удивительная черта в этом герое — жажда свободы, жажда выжить, жажда доказать свою невиновность. Он в одиночку боролся против системы. Это была удивительная личность, он смог побороть систему, один из немногих, который не сдался. Конечно, и система переломала его, и когда в 1954 году он был реабилитирован, это уже был изломанный, опустошённый человек, потративший всю свою энергию, волю на борьбу за существование.


    …Этот спектакль — урок силы воли и духа. Пожалуй, главная мысль об этом герое: человек стойкий, сильный внутренней убеждённостью в своей правоте — непобедим.

    На премьерном показе спектакля «Папа, мама, я и Сталин» в Московском государственном театре «У Никитских ворот» в честь 80-летия художественного руководителя, драматурга и сценариста Марка Розовского. Ульяна Ким/Великая Эпоха

    Это урок всем, не забывать кто ты есть, не сдаваться, бороться до конца. Я очень грустно смотрю на историю человечества. Вся его история — это войны. Человечество воюет всегда, делит природные богатства, территории, воздух, воду. На самом деле хочется верить, что человек, как сказал Шекспир, это венец творения природы. Человеческий разум, душа, его Вера в добро должны победить ненависть. Человек рождается для прекрасного, рождается для жизни и отнимать его у другого, это аморально, бесчеловечно. Сейчас людям дали свободу, через этот спектакль можно понять какой ценой она нам досталась.


    Поколение людей меняется, новые подрастают, предшествующие уходят, но у людей существует генетическая память. Я сам родился в 1950 году, воспитывался в советскую эпоху и всё, что в ней было и хорошего, и несправедливого впитал вместе с воспитанием в процессе взросления. Нынешнее поколение не знает этого. Сегодня 20-летние уже родились в другой системе ценностей, на их долю пришлась другая эпоха беззакония, безыдейности, потому что старые ориентиры были разрушены, а новых не предложили. Сейчас Россия борется в поисках нашей национальной идеи и сформулировать её совсем непросто. Ведь Россия — молодое государство, ему фактически всего 25 лет. Ещё не успело народиться и созреть поколение, свободное от страха, которое будет жить по другим нормам. Я думаю, что вектор задан, и постепенно всё будет меняться в сторону обретения свободы.

    3
    2
    2
    2
    1
    1
    Clapping
    Haha
    Angry
    Nogood
    Heart eye
    Sad

    по теме:

    #Россия #История Коммунизма