Меню
  • Поиск
  • ×Закрыть

    Русская диаспора Шанхая в 30-е годы

    Автор: Epoch Times | 27 апреля 2017, 13:37

    Русская диаспора Шанхая в 30-е годы
    Танцы в Шанхае, 1930-е годы. Фото: en.wikipedia.org

    По разным подсчётам, в 30-е годы в Шанхае проживало от 25 до 30 тысяч русских эмигрантов. Среди них были известные деятели и семьи русских интеллигентов, бежавших в Китай от Октябрьской революции. На протяжении почти 30 лет пребывания в Шанхае русские вели активную жизнь, сохраняли культуру и традиционный образ жизни, оказав определённое влияние на жизнь китайского города.

    Когда в России «белое» движение потерпело поражение, в 1922 году тысячи беженцев отправились из Владивостока на кораблях в поисках убежища. Под предводительством адмирала Старка и генерала Глебова отплыли 27 кораблей с русскими подданными, преданными царю.

    Флотилия адмирала Старка в составе более трёх тысяч человек сначала остановилась у берегов Кореи (колония Японии на тот момент), но японские военные власти наотрез отказались помогать беженцам. Не получив гуманитарную помощь в Корее, в тот период времени каждый день от голода умирали 10-20 человек. До шанхайского порта добрались только около двух тысяч человек из всей флотилии Старка.

    Прибытие русских эмигрантов в Шанхай. Фото: commons.wikimedia.org

    Шанхай в 20-30 гг. был внешнеторговым, финансовым, транспортным и культурным центром Китая. Здесь находился международный сеттльмент (иностранный квартал), в котором жили британские, американские, немецкие, французские и японские подданные. Вооружённый флот с русским флагом вызвал неприветливое отношение иностранцев. Власти сеттльмента потребовали спустить флаг, сдать оружие и покинуть порт У Сун.

    Ещё целый месяц обессиленные голодом и испытаниями русские не могли сойти на берег. «Если бы мы были в океане, наше положение было бы ничуть не хуже, чем сейчас, когда мы видим перед глазами богатый и счастливый город. Теперь рукой подать до суши, но в действительности до неё очень и очень далеко. Почему нас никто ни разу не захотел понять, ни разу не проникся к нам состраданием?», — говорил местной газете один из прибывших русских. В итоге адмиралу Старку удалось получить согласие на высадку в Шанхае 1 200 беженцев. Этот момент можно считать началом создания русского сообщества в Шанхае.

    Шанхай, 1920-е годы. Фото: en.wikipedia.org

    В 1923 году в Шанхай после множества злоключений добралась военная флотилия генерала Глебова. В ответ на приказ кораблям покинуть порт в течение 48 часов, Глебов ответил только лаконичным «нет». Они отказались сдать оружие и заняли карантинную станцию для устройства лагеря. Ещё более трёх лет команда жила на кораблях. Про казаков вспомнили, как обычно, когда пришла беда.

    В 1926 году западные державы захотели защитить своих граждан в Китае и их привилегированное положение. Власти сеттльмента также были обеспокоены, что Северный поход китайских революционеров может сказаться и на них. Армию казаков Дальнего Востока под предводительством генерала Глебова посчитали достаточно могущественной и создали из неё русский полк Шанхайского международного отряда. Сидение казаков на кораблях закончилось, и они вместе с другими русскими эмигрантами стали полноправными жителями Шанхая.

    Так в Шанхае были приняты более 2 тысяч русских солдат и их семей, которые впоследствии стали значимой силой шанхайского общества, влияющей на его экономическую и культурную жизнь.

    Жизнь в Шанхае

    Положение русских иммигрантов изначально в корне отличалось от положения других иностранцев Шанхае. Русские иммигранты не имели гражданства, поддержки родины и собственного консульства в сеттльменте. Первые годы жизнь русских в Шанхае была крайне тяжёлой, им приходилось начинать всё с нуля на чужбине, в отсутствии какой-либо поддержки и испытывая недоверие местных жителей. Впервые в Китае можно было увидеть, что люди белой расы занимались тяжёлой работой. Некоторые из русских не справлялись с бедственным положением, скитались и становились нищими.

    Буквально горстка истерзанных и полуголодных чужестранцев возрождала свою жизнь на китайской земле. Уже через год муниципальные власти и местные старожилы с удивлением убедились, что «эмигранты, ужимая свой бюджет до крайности, отказывая себе решительно во всём, голодая, всё же не вступали на порочный путь… Самый тяжёлый труд в свободном городе был предпочтительнее возврата в страну террора и бесправия».

    Стихотворение русского эмигрантского поэта Ачаира:

    «Не сломала судьба нас, не выгнула,

    Хоть пригнула до самой земли…

    А за то, что нас Родина выгнала

    Мы по свету её разнесли!..»

    Русские, прибывшие в Шанхай, в основном были люди образованные. Среди них были бывшие служащие, творческая и техническая интеллигенция, преподаватели, военные, казаки, землевладельцы, торговцы, предприниматели. Вначале они не могли найти работу, потому что не могли конкурировать с низко оплачиваемыми китайскими рабочими, а в иностранные компании их брать боялись.

    Позднее бывшие военные стали поступать на службу в качестве телохранителей и охранников. Торговцы занялись мелкой розничной торговлей. Стабильную работу в Шанхае имели люди творческих профессий: музыканты, певцы, художники, артисты, балетные танцовщики. Люди, хорошо владеющие языками, находили работу легче. Остальные устраивались на языковые курсы или изучали дополнительные профессии.

    Многие женщины были вынуждены идти на службу в танцевальные залы партнёршами по танцам, а иногда даже устраиваться в дома терпимости. Этот вопрос довольно остро стоял в Китае в 1920-1930-е годы. Часть женской колонии из интеллигентной среды нанималась гувернантками и учителями к богатым иностранцам или китайцам. Женщины из более низких социальных слоёв шли работать кухарками, посудомойками, прачками и т. д. Иногда одна женщина тянула всю русскую семью.

    Шанхай, 1920-е годы. Фото: en.wikipedia.org

    Через 2-3 года русская диаспора укоренилась в Шанхае. Русские стали компактно проживать на территории французской концессии. Благодаря общности судеб русского и французского народа у русских в Шанхае появилась мода на изучение французского языка. Общение между русскими и французами имело продолжительную историю. После французской революции многие французы бежали в Россию, а после российской революции сотни тысяч россиян бежали во Францию. В 1936 году русские эмигранты составляли 50,6% во французской концессии.

    Зарплаты и уровень жизни в Шанхае был выше, чем в других городах Китая, поэтому туда стали прибывать русские иммигранты из других городов, в основном из Харбина. В середине 30-х годов русские в Шанхае владели уже более 1 000 предприятий. Они были заняты в сфере медицинских услуг, ювелирного производства, парикмахерских, фотографических и других услуг.

    Шанхай стал уникальным многокультурным центром. У города не было выраженных единых национальных культурных обычаев, поэтому эмигранты легко могли сохранять свою культуру и не ощущать себя чужаками. В Китае и Шанхае проживали представители практически всех основных национальностей бывшей Российской Империи, в том числе поляки и литовцы, эстонцы, латыши и даже финны. Все эти национальные общины объединялись в земляческие союзы. В Шанхае существовали «Грузинская община», «Казачий союз», «Армянское общество», «Еврейская русская община», «Тюрко-татарская община» и другие.

    Эмигранты активно продолжали развивать русскую культуру

    Именно здесь, в Китае, сложилась действительно уникальная ситуация, когда русские эмигранты смогли не только сохранить, но и передать младшим поколениям русский язык, культуру, менталитет и т. д.

    После прибытия в Шанхай тысяч русских беженцев встал вопрос о создании русских школ и высших учебных заведений. Если в начале русские дети и молодёжь пользовались услугами иностранных учреждений, то со временем русская колония смогла основать несколько русских школ и даже вузов. В целом, русская молодёжь получала образование в 22 школах, вместе с иностранными учебными заведениями, и проходила учёбу в институтах Шанхая среднего и высшего уровня.

    Русские эмигранты обосновались на Авеню Жоффра, где построили «маленький Санкт-Петербург» и «маленькую Москву». Со временем она стала самым процветающим торговым районом Шанхая, после британской улицы Нанкин. К 1930 году жизненный уровень русской колонии значительно повысился. Русские эмигранты выпускали свои газеты и журналы, имели свои театры и концертные залы. На Авеню Жоффра были открыты русские магазины, конторы, рестораны, библиотеки.

    Хорошие русские врачи получили известность. Их услугами активно пользовались не только китайцы, но и иностранцы. Русские хорошо зарекомендовали себя на службе во многих иностранных учреждениях и конторах Шанхая. Русские предприниматели и заводчики открывали небольшие фабрики и вели торговлю.

    В газетах тех лет часто упоминаются фамилии русских спортсменов. Русский спорт в 1930-е годы по праву завоевал достойное место на шанхайских олимпиадах и соревнованиях.

    Русские архитекторы, художники и строители внесли немалый вклад в градостроительство и развитие изобразительного искусства Шанхая. Они создали множество замечательных картин и архитектурных сооружений. Художник Владимир Третчиков, иногда называемый «королём китча», провёл свою юность в Шанхае.

    Русские музыканты стояли у истоков создания Китайской национальной консерватории. Они составляли большую часть исполнителей в знаменитых симфоническом и духовом оркестрах города. В 1930-е годы в музыкальной среде Шанхая доминировал джазовый оркестр Олега Лундстрема. В Шанхай из Парижа переехал Александр Вертинский, прожив там более10 лет. В 1936 году в Шанхае гастролировал сам Фёдор Шаляпин.

    Кумир эстрады первой половины XX века А.Н. Вертинский. Фото: commons.wikimedia.org

    Русские преподаватели давали в Шанхае уроки балетного и драматического мастерства. Русский балет многое передал китайскому из наследия знаменитой русской балетной школы. Выдающаяся английская балерина Марго Фонтейн в детстве училась у русских. Было много русских танцовщиков в Шанхае, один из которых, Георгий Гончаров, до революции входил в труппу Большого Театра в Москве.

    Словом, русская колония почти за 30 лет своего существования в Шанхае оставила достойный след своего пребывания на китайской земле. Русские не только сумели выжить, но и активно развивались, взрастили много талантов, оставили культурное наследие и сумели передать его потомкам.

    Русское население покинуло Шанхай в 50-60-е годы, когда к нему уже приближались войска китайской Красной гвардии. Беженцев приютили на Филиппинах, затем большинство из них стали гражданами США и Австралии.

    Во время «Культурной революции» были уничтожены почти все русские памятники в Шанхае. Среди них и памятник Пушкину, который восстановили в 1987 году, и теперь он является единственным памятником иностранному поэту в Китае.

    Памятник Пушкину в Шанхае, 1937 г. Фото: en.wikipedia.org
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    Sad
    Heart eye
    Haha
    Clapping
    Angry
    Nogood

    по теме:

    #Культура России #Россия #Китай