Меню
  • Поиск
  • ×Закрыть

    Столкновение «партийного характера» и человеческой природы

    Автор: Лео Тимм | 10 июня 2017, 11:30

    Столкновение «партийного характера» и человеческой природы
    Демонстранты сидят лицом к лицу с милиционерами на площади Тяньаньмэнь в Пекине, 22 апреля 1989 года. Фото: Catherine Henriette/AFP/Getty Images

    Двадцать восемь лет назад Китай вместе с советским блоком оказался на пороге политических перемен.

    Начиная со студентов и преподавателей колледжей и университетов, по всей стране миллионы китайцев присоединились к общенациональным демонстрациям за права человека, прекращение коррупции и демократические реформы. Это произошло после смерти Ху Яобана, либерального лидера коммунистической партии Китая, в апреле 1989 года.

    С 15 апреля 1989 года, дня смерти Ху Яобана, которого любил народ, и по 4 июня 1989 года весь Китай охватили массовые демонстрации. Люди требовали реформ и демократических преобразований. Основные события развернулись на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь. Туда съехались из разных мест десятки тысяч китайских граждан различных слоёв, большую часть из которых составляли студенты.

    Около семи тысяч студентов пекинского педагогического университета двигаются в сторону площади Тяньаньмэнь. 4 мая 1989 г. Фото: 64memo.com

    После того как участники демонстрации не подчинились требованиям властей разойтись, лидеры китайской компартии приняли решение силой подавить протестующих.

    Несмотря на широкую народную поддержку студенческого движения и почти десятилетие экономических изменений и социальной открытости, компартия объявила военное положение в Пекине. 4 июня 1989 года солдаты и танки Народно-освободительной армии вошли в столицу и убили сотни, а возможно, и тысячи невооружённых протестующих на площади Тяньаньмэнь, которую называют «вратами небесного мира».

    Танки входят на площадь Тяньаньмэнь. Фото: 64memo.com

    За несколько дней до введения военного положения Чжао Цзыян, преемник Ху Яобана, возглавлявший партийное руководство, обратился к студентам в Пекине: «Мы пришли слишком поздно. Мы сожалеем. Вы говорите о нас, критикуете нас, это всё необходимо».

    Через двадцать дней после бойни на Тяньаньмэнь Чжао Цзыян вынудили покинуть свой пост и поместили под домашний арест. Его обвинили в том, что он якобы способствовал организации продемократических демонстраций.

    Вместо Чжао оставшиеся партийные лидеры поставили Цзян Цзэминя, чьё пагубное влияние и жестокое подавление прав человека сохраняется до сегодняшнего дня.

    Парадокс реформы

    После смерти председателя Мао Цзэдуна в 1976 году Китай начал «реформы и открытость», раскрыв предпринимательский потенциал сотен миллионов китайцев. Сумасшедший фанатизм, государственный террор и голод, характеризующие период правления Мао, ушли в прошлое.

    Маркс, Ленин и Мао, казалось, отступили на фоне рыночного процветания и многообещающих политических реформ. Генеральный секретарь коммунистической партии Китая Ху Яобан даже заявил, что ни одна из идей Мао не была актуальной в условиях современных экономических модернизаций Китая.

    Генеральный секретарь коммунистической партии Китая Чжао Цзыян (в центре) обращается к студентам, объявившим голодовку, на рассвете 19 мая 1989 года. Фото: AFP/Getty Images

    В 1987 году руководство перешло к Чжао Цзыяну, который следовал политическим реформам Ху. Чжао хотел видеть Китай как богатым, и так и демократическим. В одном из более радикальных своих выступлений он призвал к независимости правительства от коммунистической партии.

    Под руководством Чжао китайское общество могло стать гораздо более плюралистичным, демократическим, законопослушным, справедливым и открытым для внешнего мира.

    Но у партии была своя логика, которую можно было проследить ещё до смерти Ху Яобана и трагедии на Тяньаньмэнь.

    Ранее в коммунистическом Китае правили сторонники жёсткой линии в политике, в том числе Дэн Сяопин. Именно они начали кампанию по избавлению Китая от западного «духовного загрязнения», чтобы сдержать политическую либерализацию.

    Триумф партийного характера

    Понятие «партийный характер» («дан син» на мандарине) постоянно сохранялось и стало грозным инструментом, обеспечивающим сплочённость коммунистического режима и сотрудничество его отдельных членов.

    Классовая борьба и материалистическая диалектика, философское ядро ​​марксизма-ленинизма, закреплённые в доктрине компартии, привели к массовым убийствам и беспрецедентному голоду под руководством Мао и в последующие годы оставались неизменными. Экономическое развитие, правовые реформы и ослабление социальных норм могли бы сделать Китай более богатым, а китайское общество более благополучным и удовлетворённым, но коммунистическая партия сохранила свой идеологический характер.

    В то время, когда политические реформы в Советском Союзе привели к развалу восточно-европейских коммунистических режимов, сила партийного характера обрекла даже генеральных секретарей партии Ху и Чжао.

    Плакат 1966 года, показывающий, как надо обращаться с «врагом народа». Фото: Jean Vincent/AFP/Getty Images

    Чжао Цзыян был не первым лидером партии, которого дискредитировали. Генерального секретаря Лю Шаоци красногвардейцы заклеймили как «пособника капиталистов». Чжао был смещён, а его попытки защитить себя, ссылаясь на китайскую конституцию, просто игнорировались. Он был подвергнут пыткам и содержался в бесчеловечных условиях в течение последующих двух лет, до его смерти.

    Чэнь Дусю, один из основателей компартии, выступал против использования насилия и за сотрудничество с находящимся у власти республиканским правительством Китая. Его сняли, исключив из партии как «правого оппортуниста».

    После Тяньаньмэнь

    Сегодня почти не осталось следов общественного движения, которое весной 1989 года охватило Пекин, Харбин, Шэньян, Гуанчжоу, Хэфэй, Чэнду и другие китайские мегаполисы. Чжао Цзыян находился под домашним арестом до своей смерти в 2005 году.

    С преемником Чжао Цзян Цзэминем Китай продолжал свой путь в капитализм без демократии, прозрачного правительства, верховенства закона и гражданского общества.  

    Однако Цзян сохранил и широко использовал механизмы подавления и идеологическую партийную культуру.

    В 1999 году Цзян Цзэминь приказал начать всеобъемлющую кампанию по уничтожению Фалуньгун, китайской духовной практики, принятой более чем 70 миллионами китайцев с момента её распространения в 1992 году. На этот раз это было столкновение атеизма и духовности.

    Сотрудники китайских спецслужб арестовывают последовательницу Фалуньгун в Пекине. Фото: minghui.org

    Как и в 1989 году, перед началом преследования усилилась партийная пропаганда, публиковались клеветнические статьи, запретили книги Фалуньгун в 1996 году. Кульминацией стали аресты в апреле 1999 года более 40 последователей Фалуньгун в Тяньцзине, Северный Китай.

    После этого сторонники Фалуньгун провели мирную апелляцию, собравшись около Чжуннаньхай в Пекине, резиденции партийного руководства. Премьер Чжу Жунцзи принял нескольких представителей апеллянтов и пообещал уладить вопрос, но его действия, как и Чжао Цзыяна десять лет назад, мало что значили.

    Лидер компартии Цзян Цзэминь (слева) и премьер-министр Чжу Жунцзи в Большом народном зале в Пекине, 3 июня 2002 года. Фото: Goh Chai Hin/AFP/Getty Images

    Цзян Цзэминь, который пришёл к власти благодаря участию в кровавой расправе на площади Тяньаньмэнь, выступая на заседании Политбюро, назвал Фалуньгун «самым серьёзным политическим инцидентом с 4 июня».

    2000-е и последующие годы ознаменовали развитие самой жестокой кампании преследования в современном Китае, сопровождающейся лживой пропагандой, заключением последователей Фалуньгун в тюрьмы и трудовые лагеря, пытками и массовыми убийствами в военных госпиталях ради органов. Репрессии продолжаются до сих пор.

     

    Версия на английском

    5
    3
    2
    1
    1
    1
    Heart eye
    Sad
    Angry
    Haha
    Clapping
    Nogood

    по теме:

    #Китай